Случаи прекращения прав на землю (на рус. и укр. языках)

Получение земли (законодательство связанное с выделением земли. Опыт общения с местными властями). Регистрация земельного участка, жилого дома; регистрация рождения ребёнка, рождённого дома. Домашнее образование и другие юридические вопросы.
Аватар пользователя
Вячеслав Богданов
Учасник iнiцiативної групи
Сообщений: 1143
Зарегистрирован: Вс сен 04, 2005 3:48 pm
Откуда: родовое поселение Благодатные родники, Одесская обл.
Контактная информация:

Случаи прекращения прав на землю (на рус. и укр. языках)

Сообщение Вячеслав Богданов » Сб июл 15, 2006 10:44 pm

Многие люди спрашивают: "Как можно оформить землю под родовое поместье?" Ответы на эти вопросы вы прочитаете в этой статье.

Порядок получения земли личного крестьянского хозяйства для обустройства родового поместья на основе действующего законодательства Украины

"Сначала выбери себе из всех возможных мест бла­гоприятных на земле своё, тебе понравившееся место. Место, в котором ты хотел бы жить. В котором пожелать и детям мог своим их жизнь прожить. И правнукам своим ты станешь доброй памятью. В том месте климат для тебя благоприятным должен быть. В том месте на века один гектар земли себе возьми.
…И все ж настало время начинать. Из всех законов существующих воспользоваться можно наиболее благоприятным...
Что ж, для начала можно брать на меньший срок, но срочно нужно создавать закон, что б родина у каждого была, земля. От этого расцвет зависит государства. И если нет серьёзного закона, так, значит, его нужно создавать...
Коль нет по силе партии такой, чтоб родину для каждого могла законом узаконить, тогда создать такую партию необходимо" (Глава "Уже сегодня каждый может строить дом", кн. 4 В. Мегре "Сотворение").
"В начале нового тысячелетия по инициативе Президента России был утверждён Указ о безвозмездном выделении каждой желающей российской семье одного гектара земли для обустройства на нём родового поместья. В этом Указе говорилось о том, что земля выделяется в пожизненное пользование с правом передачи по наследству. Произведённая в родовом поместье продукция не облагалась никакими налогами.
Законодатели поддержали инициативу Президента, в Конституцию страны была внесена соответствующая поправка. Основной целью Указа, как считал Президент и законодатели, было уменьшение безработицы в стране обеспечение прожиточным минимумом малоимущих семей, решение проблем с беженцами. Но то, что произошло в последствии, никто из них до конца не мог даже предположить" (Глава "Россия Анастасии" кн. 5 В. Мегре "Кто же мы?").


Действующий Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 г. на основании 118 и 121 статей предусматривает безвозмездную передачу гражданам Украины путём приватизации земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства не больше 2,0 гектаров. Ведение личного крестьянского хозяйства регулируется Законом Украины "Про особисте селянське господарство" от 15 мая 2003 г.
То есть, на сегодняшний день граждане Украины могут обустраивать своё родовое поместье, приватизировав один раз земельный участок для ведения личного крестьянского хозяйства.
Сегодня самым благоприятным (лучшим) способом получения земли для обустройства родового поместья является приватизация (безвозмездная передача из земель государственной или коммунальной собственности) земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства размером один гектар (по закону до двух гектаров). Участок должен относиться к землям сельскохозяйственного назначения и находиться в запасе (не передан в собственность или пользование (аренду) гражданам или юридическим лицам) или быть в резервном фонде.
Также есть возможность оформить земельный участок для ведения личного крестьянского хозяйства в аренду сроком не более 50 лет.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства только на условиях аренды.
Лучше всего для обустройства родового поместья приватизировать земельный участок для ведения личного крестьянского хозяйства, который относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 2 статьи 22 Земельного кодекса Украины (далее – ЗКУ) к землям сельскохозяйственного назначения принадлежат: а) сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища); б) несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесного фонда, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли временного консервирования и т.п.).
Земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование гражданам для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства (ч. 3 ст. 22 ЗКУ).
Кроме этого, согласно ч. 2 ст. 56 ЗКУ гражданам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут безвозмездно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств.
Также, гражданам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут безвозмездно передаваться в собственность замкнутые естественные водоёмы (общей площадью до 3 гектаров). Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозийные и иные искусственные водоёмы (ч. 2 ст. 59 ЗКУ).
В соответствии с ч. 3 ст. 116 ЗКУ безвозмездная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае:
а) приватизации земельных участков, которые находятся в пользовании граждан;
б) получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм безвозмездной приватизации, определённых этим Кодексом.
Передача земельных участков безвозмездно в собственность граждан в пределах норм, определённых этим Кодексом, осуществляется один раз по каждому виду использования (ч. 4 ст. 116 ЗКУ).
Согласно ст. 121 ЗКУ граждане Украины имеют право на безвозмездную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах: для ведения личного крестьянского хозяйства - не более 2,0 гектаров (пункт "б" ч. 1).

И о самом порядке получения земли личного крестьянского хозяйства для обустройства родового поместья.
Когда вы выбрали место, в котором вы хотите обустраивать своё поместье, необходимо узнать, в чьём ведении находится данная земля (кому она принадлежит, то есть кто ею распоряжается) – сельской (поселковой) рады или районной государственной администрации (далее – райадминистрация); находится ли она в землях запаса, резервного фонда (свободна ли она) или передана в частную собственность или в пользование (аренду).
Согласно пункта 12 Раздела Х "Переходные положения" ЗКУ до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия относительно распоряжения землями в пределах населённых пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населённых пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
То есть, решение о приватизации земли для ведения личного крестьянского хозяйства в границах населённого пункта принимает сельский (поселковый) совет, а за границами населённого пункта – райадминистрация.
Данную информацию можно узнать у председателя сельского (поселкового) совета или райадминистрации или в районном отделе по земельным ресурсам. В вышестоящие учреждения лучше не ходить, так как на местах лучше знают, что у них на самом деле, да и чем "выше" пойдёшь, тем может быть сложнее и дольше получить не только информацию, но и землю.
Ведение переговоров с чиновниками – это личный момент и у каждого он происходит индивидуально.
Можно председателю сказать, что вам понравилась земля, которая находится в таком-то месте и вы бы хотели её приватизировать для ведения личного крестьянского хозяйства размером в один гектар, чтобы там посадить сад, огород, построить дом, то есть со временем переехать жить туда. Если вас несколько человек (хотите создавать родовое поселение), то можно сказать, "что я с друзьями решил жить на земле и мы бы хотели приватизировать земельный участок для ведения личного крестьянского хозяйства размером в один гектар для каждого".
Лучше говорить то, что вам действительно хочется сказать, а не по какому-то шаблону или методике. Как вы объясните чиновнику, что вы хотите и для чего, таким и будет результат.
Я думаю, что чиновнику важно объяснить, почему вы решили жить на данной земле, почему именно гектар, и что вы её не собираетесь продавать (если у него будут сомнения по этому поводу).
По поводу опасений у председателя возможной продажи приватизированной вами земли можно сказать, что вы заключите между собой (или с председателем) договор, содержащий положения о том, что земельный участок находится в собственности с ограничениями в отношении использования земельного участка, в том числе и запрет продавать или другим способом отчуждать на неограниченное время (пожизненно; или можно написать сроком до 99 лет) земельный участок, кроме передачи его в наследство (ограничение прав на землю в соответствии со статьями 110, 111 Земельного кодекса Украины). И данный договор подлежит государственной регистрации в соответствующем органе по земельным ресурсам. Примерный образец вышеназванного договора можно найти на форуме сайте zku.org.ua в теме "Юридические вопросы по родовому поместью" (или скачать в конце этой статьи).
Когда вы узнали, в чьём ведении находится земля и получили согласие на её приватизацию (что она свободна и её можно вам приватизировать), вы подаёте заявление в сельский (поселковый) совет, если земля находится в коммунальной собственности, или райадминистрацию, если земля находится в государственной собственности.
Вот примерная форма заявления на приватизацию земельного участка:

_________________________________________________
(сільська, селищна, міська рада або районна державна адміністрація)
________________________________________________
(району)
_________________________________________________
(області)
від______________________________________________
(прізвище, ім'я, по батькові)
який мешкає_____________________________________
(адреса проживання)
________________________________________________
паспорт: серії________ № _________________________
виданий ________________________________________
__________________________ від __________________
_______________________________________________
(ідентифікаційний номер)

Заява

Прошу передати мені безоплатно у приватну власність земельну ділянку для ведення особистого селянського господарства площею 1,0 га.
Земельна ділянка розташована в _________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
(адреса місцерозташування)

“__” ________________200__ р. ____________________________
(підпис заявника)

Или подают заявления следующего содержания

Прошу _______________________________________________________________________
(сільська, селищна, міська рада або районна державна адміністрація)
надати дозвіл на розробку проекту відведення земельної ділянки для передачі у приватну власність для ведення особистого селянського господарства площею 1,0 га.


Если вы решили дороги (проходы) делать, выделяя от своего участка часть земли, то тогда необходимо предусмотреть в заявлении размер участка более 1,0 га с учётом площади земли для данных дорог (проходов). А также для земель центра поселения, если вы его сразу оформляете на всех. Более подробней об этом говорится ниже.
Ваше заявление на приватизацию земельного участка (или заявления вашей группы на приватизацию земельного участка каждым гражданином) рассматриваются на ближайшей сессии сельского (поселкового) совета (приблизительно заседания совета собираются 1 раз в три месяца) или в районной государственной администрации. Сельский (поселковый) совет или райадминистрация выдаёт разрешение на разработку проекта отведения земельного участка.
С этим разрешением вы идёте в организацию, имеющую соответствующее разрешение (лицензию) на выполнение этих видов работ. Как правило, этим занимаются районные отделы по земельным ресурсам, либо эти работы выполняет районный архитектурный отдел. Лучше обращаться в районный отдел по земельным ресурсам: у них предусмотрены государственные расценки на выполнение данных работ.
Можно заключить доверенность на одного (или двух человек – для подстраховки), который будет оформлять документы по получению земельных участков в собственность для ведения личного крестьянского хозяйства (чтобы не всем коллективом ходить по чиновникам (инстанциям).
Вот примерная форма доверенности:

ДОРУЧЕННЯ

м. ___________ “____”______________ 200__р.

Ми, громадянин __________________________________________________________, який мешкає в ____________________________________________________________________________________, гр. ____________________________________________________________________, який мешкає в ____________________________________________________________________________________,
цим дорученням уповноважуємо гр. _____________________________________________________, який мешкає в _______________________________________________________________________ :
- приватизувати на ім’я кожного з нас окремі земельні ділянки для ведення особистого селянського господарства в розмірі 1 га (один гектар) кожному, що знаходяться в ________________________________________________ та отримати державні акти на вищевказані земельні ділянки;
- представляти наші інтереси в усіх установах, організаціях та підприємствах з різною формою власності по питанням відводу та приватизації земельних ділянок.
Для чого надаємо йому право: подавати від нашого імені заяви, отримувати необхідні довідки і документи, розписуватися за нас, оплачувати відповідні рахунки, а також виконувати всі інші дії, пов’язані з цим дорученням.
П.І.Б. __________________________
П.І.Б. __________________________
Підписи завіряю ______________________________

Прежде чем обратиться к данной организации, желательно иметь свой проект (план) родового поселения, в котором вы определили формы, размеры, месторасположение участков, дороги, проходы между участками, где будет располагать общий центр (земельный участок, который можно оформить на одного человека, с последующим заключением нотариального договора на общую долевую собственность на данный участок, или сразу оформить на всех) и т.п. Иначе в организации вам сделают формы и расположение участков так, как им удобно (как они привыкли делать).
Также заранее решить вопрос с дорогами, проходами (со всех сторон участка): чтобы их в проекте землеотвода сразу обозначили и выделяли на местности, когда будут устанавливать в натуре (на местности) границы земельных участков (это лучше и удобнее) или предусмотреть только главные дороги (а на проходы самим отступить от каждого участка после выделения земли в натуре (на местности); данные проходы будут в государственной или коммунальной собственности - тогда не нужно платить налог на землю за дороги вокруг участков, или в частной собственности - тогда без вашего согласия на них никто не может ничего осуществлять, и можно заключить договор земельного сервитута (право прохода и проезда по данным (чужым) земельным участкам) или договор о том, что данные земельные участки, которые используются для дорог, проходов, находятся в общей долевой собственности всех соседей.

Сам порядок безвозмездной приватизации земельных участков гражданами предусмотрен статьёй 118 ЗКУ:
1. Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, который находится в его пользовании, подаёт заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет за местонахождением земельного участка.
2. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, которые подтверждают размер земельного участка.
3. Граждане – работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством о приватизации этих земель в соответствии с сельским, поселковым, городским советом или районной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрацией.
4. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель.
5. Передача земельных участков в собственность гражданам – работникам государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа осуществляется после утверждения проекта приватизации земель в порядке, установленном этим Кодексом.
6. Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания обитаемого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм безоплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет за местонахождением земельного участка. В заявлении отмечаются желаемые размеры и цель ее использования.
7. Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству – также выводы конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность предоставляет разрешение на разработку проекта её отведения.
8. Проект отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые обусловливаются соглашением сторон.
9. Проект отведения земельного участка согласовывается с органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и подаётся на рассмотрение соответствующих местной государственной администрации или органа местного самоуправления.
10. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает проект отведения и принимает решение о передаче земельного участка в собственность.
11. В случае отказа органу исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

И ещё один момент. Согласно ст. 125 ЗКУ право собственности на земельный участок возникает после получения его собственником документа, что удостоверяет право собственности земельным участком, и его государственной регистрации. Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации. Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, что удостоверяет право на него, и государственной регистрации запрещается.
Согласно п. 2.1. Приказа Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 4 мая 1999 года N 43 "Про затвердження Інструкції про порядок складання, видачі, реєстрації і зберігання державних актів на право власності на земельну ділянку і право постійного користування земельною ділянкою та договорів оренди землі" работы по составлению государственного акта на право собственности на земельный участок выполняются в такой последовательности:
- подготовительные работы;
- установление (возобновление) в натуре (на местности) границ земельного участка и границ ограничений на использование земельного участка;
- составление кадастрового плана земельного участка;
- заполнение бланка государственного акта.
В п. 1.16. Приказа Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 4 мая 1999 года N 43 предусмотрена техническая документация, которая включена в составление государственного акта на право собственности на земельный участок.
В соответствии со статьёй 1 Закона Украины "О защите конституционных прав граждан на землю":
1. Стоимость работ из землеустройства относительно изготовления документов, которые удостоверяют право собственности на земельные участки, при выделении в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паёв) не может превышать пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
2. Стоимость работ из землеустройства относительно изготовления документа, который удостоверяет право собственности на земельный участок, при безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам Украины в соответствии со статьей 121 Земельного кодекса Украины, кроме случаев, определённых частью первой этой статьи, не может превышать девяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (прим.: 153 грн.).
Примечание: один необлагаемый налогом минимум дохода гражданина равняется 17 грн.
Согласно ч. 4 ст. 29 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений" органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, граждане Украины, которым переданы безвозмездно в собственность земельные участки в соответствии со статьей 121 Земельного кодекса Украины, освобождаются от уплаты государственноЙ пошлины за государственную регистрацию вещных прав и их ограничений, а также платежей за предоставленные Государственным реестром прав услуги в связи с выполнением ими полномочий, определенных законом.

Ниже рассмотрены другие возможные ситуации с получением земли для обустройства поместья.
Очень распространены случаи, когда земля сельскохозяйственного назначения находится в собственности или в пользовании (аренде) или передана под земельные доли (паи).
Сложность данной ситуации в том, что согласно пункта 15 Раздела Х "Переходные положения" ЗКУ до 1 января 2008 года не допускается:
а) покупка-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд;
б) покупка-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) собственникам земельных долей (паёв) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паёв), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на другой земельный участок в соответствии с законом и изъятием (выкупом) земельных участков для общественных потребностей.
Покупка-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паёв), определенных подпунктами "а" и "б" этого пункта, вводится с 1 января 2008 года при условии вступления в силу законами Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель, определив особенности оборота земель государственной и коммунальной собственности и земель товарного сельскохозяйственного производства (в редакции Закона № 490-V (490-16) от 19.12.2006 г.).
Однако их тоже можно приватизировать. Но это более сложный и трудоёмкий процесс.
Для этого вначале необходимо будет договариваться с собственником или арендатором данного земельного участка, чтобы они отказались от этой земли в пользу государства или соответствующего сельского (поселкового) совета (если у вас получится договориться с ними о бесплатном отказе земли, то это хорошо, а так, скорее всего, придётся выкупить у них данную землю). А также иметь предварительное согласие председателя сельской (поселковой) рады или райадминистрации (в зависимости от того, где расположен земельный участок), чтобы он затем передал вам данный земельный участок через приватизацию в собственность. Порядок добровольного отказа от права собственности или права постоянного пользования земельным участком предусмотрен статьёй 142 ЗКУ.
Есть случаи, когда земельные доли (паи) переоформляли на других лиц. Важно, чтобы это было законно (чтобы потом не забрали землю по решению суда). Например, по генеральной доверенности передавали земельные доли (паи) в аренду с правом последующего выкупа.
Особенностью земельных долей (паёв) является то, что их собственники имеют только сертификаты на право на земельную долю (пай) – документ, в котором говорится, что человек имеет в собственности условно несколько гектар земли, которые не выделены в натуре (на местности).
В соответствии с пунктом 16 Раздела Х "Переходные положения" ЗКУ гражданам – владельцам земельных долей (паёв) за их желанием выделяются в натуре (на местности) земельные участки с выдачей государственных актов на право собственности на землю.
Выделение в натуре (на местности) земельных участков регулируется Законом Украины "Про порядок виділення в натурі (на місцевості) земельних ділянок власникам земельних часток (паїв)".
Сам процесс выделения в натуре (на местности) земельной доли (пая) является недешёвым и не очень быстрым.
Существует один механизм переоформления земельных долей (паёв) с выделением в натуре (на местности) земельного участка собственником земельной доли (пая) для ведения личного крестьянского хозяйства. Но этот вариант ещё сложнее вышеописанных.
Для этого необходимо будет вначале договариваться с собственником земельной доли (пая), чтобы он, по сути, отказался от этой земли в вашу пользу. Для этого он пишет заявление в сельскую (поселковую) раду или райадминистрацию (в зависимости от того, где условно расположен земельный участок) приблизительно следующего содержания: "Прошу выделить земельную долю (пай) в натуре для ведения личного крестьянского хозяйства в пользу Ф.И.О (указываете своё Ф.И.О.)". Но для этого ещё желательно иметь предварительное согласие председателя на выделение земельной доли (пая) таким способом.
Кроме этого, некоторые семьи или коллективы семей покупают в сёлах дом с участком земли (или несколько соседских участков земли с домами), чтобы общий размер земли был не меньше одного гектара (что законодательством Украины не запрещено).
В данной статье отображены общие моменты по получению земли. В каждом районе могут быть свои особенности по оформлению документов. Поэтому, прежде чем идти оформлять землю, нелишне будет изучить уже имеющийся опыт соседей-единомышленников.

В статье использованы извлечения из законодательства Украины по состоянию на 01 июля 2005 г. В последующем возможны внесение изменений и дополнений, поэтому необходимо следить за состоянием действующего законодательства Украины.
Официальный сайт Верховной Рады Украины: www.rada.kiev.ua

С уважением и открытою душой, Вячеслав Богданов, vyacheslav_bgd@mail.ru
Последний раз редактировалось Вячеслав Богданов Чт апр 05, 2007 9:57 pm, всего редактировалось 2 раз.





Аватар пользователя
Вячеслав Богданов
Учасник iнiцiативної групи
Сообщений: 1143
Зарегистрирован: Вс сен 04, 2005 3:48 pm
Откуда: родовое поселение Благодатные родники, Одесская обл.
Контактная информация:

Сообщение Вячеслав Богданов » Сб июл 15, 2006 10:45 pm

Деякі чиновники говорять, що потрібно орати на землі чи не на половину засадити картоплею, інакше вони згідно із законом (за причиною нецільового використання) можуть забрати землю. Чи це так, Ви можете прочитати в даній статті.

Випадки припинення прав на землю
або чи потрібно орати на земельній ділянці для ведення особистого селянського господарства


У цій статті в розглянуті ситуації пов'язані із земельною ділянкою наданої для ведення особистого селянського господарства, оскільки Закон України "Про особисте селянське господарство" на сьогоднішній день є оптимальним під оформлення землі для облаштування родового помістя.
Підстави припинення прав на землю передбачені розділом 22 Земельного кодексу України (далі – ЗКУ).
Згідно статті 140 ЗКУ підставами припинення права власності на земельну ділянку є:
а) добровільна відмова власника від права на земельну ділянку;
б) смерть власника земельної ділянки за відсутності спадкоємця;
в) відчуження (переоформлення права власності на іншу особу - прим. автора) земельної ділянки за рішенням власника;
г) звернення стягнення на земельну ділянку на вимогу кредитора;
ґ) відчуження земельної ділянки з мотивів суспільної необхідності та для суспільних потреб;
д) конфіскація за рішенням суду;
е) невідчуження земельної ділянки іноземними особами та особами без громадянства у встановлений строк у випадках, визначених цим Кодексом (наприклад, якщо ці особи отримали ділянку у спадок. Вони за законом не мають права власності на землю).
Відповідно статті 141 ЗКУ підставами припинення права користування (оренди) земельною ділянкою є:
а) добровільна відмова від права користування земельною ділянкою;
б) вилучення земельної ділянки у випадках, передбачених цим Кодексом;
в) припинення діяльності державних чи комунальних підприємств, установ та організацій;
г) використання земельної ділянки способами, які суперечать екологічним вимогам;
ґ) використання земельної ділянки не за цільовим призначенням;
д) систематична несплата земельного податку або орендної плати.
Стаття 143 ЗКУ передбачає підстави для примусового припинення прав на земельну ділянку, які здійснюються у судовому порядку у разі:
а) використання земельної ділянки не за цільовим призначенням;
Цільовим призначенням земельної ділянки для ведення особистого селянського господарства (виходячи з визначення, що міститься в 1-ій статті Закону України "Про особисте селянське господарство") є вирощування сільськогосподарської продукції, реалізація її надлишків, користування майном особистого селянського господарства (до якого відносяться і багаторічні насадження, і житловий будинок).
Визначення сільськогосподарської продукції, до якої відноситься різноманітна продукція тваринного і рослинного походження, розглядалось в № 3 газети "Бути добру" у статті "Правовий статус землі особистого селянського господарства для облаштування родового помістя" (всі юридичні статті розміщені на сайті gazeta.org.ua в розділі "Архів" і на форумі сайту zku.org.ua у темі "Юридичні питання по родовому помістю"). Тобто, на землях особистого селянського господарства дозволяється висадити сад, ліс (багаторічні насадження: дерева, кущі і чагарники, дерева лісові, і т.п.), город (овочі, лікарські рослини тощо).
Тому не обов'язково використовувати земельну ділянку особистого селянського господарства майже під один город (для цього є ділянки наданні для городництва), в тому числі законодавство України не передбачає, що вирощування продукції здійснюється тільки шляхом орання (перекопки). А якщо земельна ділянка має вигляд "землі, що поросла бур'яном", то можна сміло казати, що на ній вирощюються лікарські рослини або посадженні дерева з насіння і кісточок або поновлюється родючість ґрунту.
Якщо чесно, то краще завжди бути в добрих відносинах з чиновниками, місцевим населенням. І на їх питання "чому на землі нічого не робиться" (у їх розумінні), то можна сказати, наприклад, "що я зараз планую ділянку і думаю, де що посадити, щоб там було красиво, якій побудувати будинок, заготовлюю посадочний матеріал. І хочеться все це спланувати так, щоб мої діти, нащадки згадували мене добрим словом, а не з думками як все перебудувати або пересадити".
б) неусунення допущених порушень законодавства (забруднення земель радіоактивними і хімічними речовинами, відходами, стічними водами, забруднення земель бактеріально-паразитичними і карантинно-шкідливими організмами, засмічення земель забороненими рослинами, пошкодження і знищення родючого шару ґрунту, об'єктів інженерної інфраструктури меліоративних систем, порушення встановленого режиму використання земель, що особливо охороняються, а також використання земель способами, які завдають шкоди здоров'ю населення) в терміни, встановлені вказівками спеціально уповноважених органів виконавчої влади з питань земельних ресурсів;
В статті 144 ЗКУ врегульован порядок припинення права користування (оренди) земельними ділянками, які використовуються з порушенням земельного законодавства.
в) конфіскації земельної ділянки;
Стаття 148 ЗКУ передбачає, що земельна ділянка може бути конфіскована виключно за рішенням суду у випадках, обсязі та порядку, встановлених законом.
г) викупу (вилучення) земельної ділянки з мотивів суспільної необхідності та для суспільних потреб;
Згідно статті 146 ЗКУ органи державної влади та органи місцевого самоврядування мають право викупу земельних ділянок, які перебувають у власності громадян та юридичних осіб, для суспільних потреб. Але частина третя данної статті передбачає, що викуп земельної ділянки здійснюється за згодою її власника. Тобто, без вашої згоди ніхто не може викупити для суспільних потреб земельну ділянку, яка належить вам на праві власності.
Відповідно статті 147 ЗКУ у разі введення воєнного або надзвичайного стану земельні ділянки, які перебувають у власності громадян або юридичних осіб, можуть бути відчужені (вилучені) з мотивів суспільної необхідності у порядку, встановленому законом. Частина третя статті 147 ЗКУ передбачає, що особа, у якої була примусово відчужена земельна ділянка, після припинення дії обставин, у зв'язку з якими було проведено примусове відчуження, має право вимагати повернення цієї земельної ділянки.
ґ) примусового звернення стягнень на земельну ділянку по зобов'язаннях власника цієї земельної ділянки;
Стаття 139 ЗКУ. Відчуження земельних ділянок за рішенням суду
1. У разі звернення стягнення на земельну ділянку, що перебуває у власності громадянина чи юридичної особи, земельна ділянка підлягає продажу на земельних торгах, що проводяться у формі аукціону.
2. Звернення стягнення на земельні ділянки, призначені для ведення товарного сільськогосподарського виробництва, допускається у випадках, коли у власників таких ділянок відсутнє інше майно, на яке може бути звернене стягнення, якщо інше не запропоновано власником земельної ділянки.
д) невідчуження земельної ділянки іноземними особами та особами без громадянства у встановлений строк у випадках, визначених цим Кодексом.
Стаття 145 ЗКУ. Припинення права власності на земельну ділянку особи, якій земельна ділянка не може належати на праві власності
1. Якщо до особи переходить право власності на земельну ділянку, яка за цим Кодексом не може перебувати в її власності, ця ділянка підлягає відчуженню її власником протягом року з моменту переходу такого права.
2. У випадках, коли земельна ділянка цією особою протягом встановленого строку не відчужена, така ділянка підлягає примусовому відчуженню за рішенням суду.
3. Особа, до якої переходить право власності на земельну ділянку і яка не може набути право власності на землю, має право отримати її в оренду.
Старий Земельний кодекс України від 18.12.1990 р. передбачав припинення прав на надану земельну ділянку, якщо вона не використовувалась за призначенням протягом встановленого в кодексі строку.
В новому Земельному кодексі України від 25.10.2001 р. дане положення відсутнє. Тому, невикористання за призначенням земельної ділянки протягом деякого часу не є підставою припинення права на землю для власника цієї земельної ділянки. Згідно частини 2 статті 25 Закону України "Про оренду землі" орендар (користувач) земельної ділянки зобов'язаний приступати до використання земельної ділянки в строки, встановлені договором оренди землі, зареєстрованим в установленному законом порядку.

Хочеться зазначити, що 9 лютого 2006 року був прийнятий Закон України "Про внесення зміни до Земельного кодексу України" наступного змісту.
[i]З метою забезпечення реалізації прав громадян на земельні ділянки та недопущення їх незаконного відчуження Верховна Рада України постановляє:
I. Доповнити пункт 15 розділу X "Перехідні положення" Земельного кодексу України абзацом такого змісту:
"Угоди (у тому числі довіреності), укладені під час дії заборони на купівлю-продаж або іншим способом відчуження земельних ділянок та земельних часток (паїв), визначених підпунктами "а" та "б" цього пункту, в частині їх купівлі-продажу та іншим способом відчуження, а так само в частині передачі прав на відчуження цих земельних ділянок та земельних часток (паїв) на майбутнє є недійсними з моменту їх укладення (посвідчення)" (в редакції Закону № 490-V (490-16) від 19.12.2006 р.).
II. Прикінцеві положення
1. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування.
2. Кабінету Міністрів України, Генеральній прокуратурі України забезпечити організацію проведення перевірок щодо правомірності посвідчення угод (довіреностей) у частині відчуження земельних ділянок та земельних часток (паїв), а також у частині передачі прав на відчуження земельних ділянок та земельних часток (паїв) на майбутнє, передбачених пунктом 15 розділу X "Перехідні положення" Земельного кодексу України, та вжити відповідних заходів реагування.
Тобто, вважаються недійсними тільки ПОЛОЖЕННЯ (пункти) договорів, у тому числі і довіреності, в частині ВІДЧУЖЕННЯ (переходу права власності від одної особи к іншої) земельних ділянок або земельних часток (паїв), укладені під час дії мораторію на заборону продажу земельних ділянок та земельних часток (паїв). Це ж стосується договорів, у тому числі і довіреності, в частині передачі ПРАВ НА ВІДЧУЖЕННЯ вказаних ділянок і земельних часток (паїв) на майбутнє (передачі прав на перехід права власності в майбутньому).
Згідно пункту 15 Розділу Х "Перехідні положення" ЗКУ до 1 січня 2008 року не допускається:
а) купівля-продаж земельних ділянок сільськогосподарського призначення державної та комунальної власності, крім вилучення (викупу) їх для суспільних потреб;
б) купівля-продаж або іншим способом відчуження земельних ділянок і зміна цільового призначення (використання) земельних ділянок, які перебувають у власності громадян та юридичних осіб для ведення товарного сільськогосподарського виробництва, земельних ділянок, виділених в натурі (на місцевості) власникам земельних часток (паїв) для ведення особистого селянського господарства, а також земельних часток (паїв), крім передачі їх у спадщину, обміну земельної ділянки на іншу земельну ділянку відповідно до закону та вилучення (викупу) земельних ділянок для суспільних потреб.
Купівля-продаж або іншим способом відчуження земельних ділянок та земельних часток (паїв), визначених підпунктами "а" та "б" цього пункту, запроваджується з 1 січня 2008 року за умови набрання чинності законами України про державний земельний кадастр та про ринок земель, визначивши особливості обігу земель державної та комунальної власності і земель товарного сільськогосподарського виробництва (в редакції Закону № 490-V (490-16) від 19.12.2006 р.).
Тому, будьте уважні при укладенні вищевказаних договорів або довіреностей, які можуть передбачати перехід права власності на землю або земельних часток (паїв). Краще такі договори, у тому числі довіреності, не укладати.
Але, я думаю, що можливо укладати договори оренди земельних ділянок та земельних часток (паїв), з подальшим переважним правом викупу, якщо буде дозволений продаж ділянок (земель сільськогосподарського призначення) і земельних часток (паїв).

У статті використані витяги з законодавства України за станом на 01 липня 2005 р. У подальшому можливі внесення змін і доповнень, тому необхідно стежити за станом чинного законодавства України.
Офіційний сайт Верховної Ради України: www.rada.kiev.ua

З повагою та відкритою душею, Вячеслав Богданов, vyacheslav_bgd@mail.ru


Вернуться в «Юридические вопросы по родовому поместью»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость